Почему «выиграть», а не «пройти»? Потому, что результата два: «мы вам перезвоним», или «когда готовы приступить к работе?». Проиграл или выиграл. Проигрывать никто не любит. Поэтому, собеседование — это стресс. А несколько проигранных собеседований — так вообще потенциальная депрессия.
Как выиграть собеседование?
Чтобы ответить на это вопрос, давайте посмотрим на ситуацию под другим углом.
Рекрутер — живой человек.
У него нет задач:
- Показать свое превосходство
- Унизить вас
- Задавать дурацкие вопросы
- Выставить вас в глупом свете
Какова главная цель специалиста по подбору?
Найти сотрудника на вакансию, удовлетворяющую требованиям
- Чтобы он удовлетворял или превосходил ожидания.
- В профессиональном плане справлялся с обязанностями.
- В личностном: стремился к росту, не деградировал, не ленился, брался за новые проекты.
- Не ушел через несколько месяцев
Чего больше всего боится рекрутер
Совершить ошибку. Выбрать не того кандидата.
Еще раз зададим вопрос. Что нужно, чтобы выиграть собеседование?
Помочь HR специалисту сделать правильный выбор.
Правила выигранного собеседования
Правило 1. Вспомнить и выписать все ваши достижения и истории успеха
На предыдущем занятии, где мы разбирали эффективное резюме, касались этого вопроса. Возьмите листок бумаги, вспомните и выпишите все свои достижения и успехи на каждом месте работы.
Помните, у HR нет задачи вытягивать из вас ваши достоинства. Заявите о них сами!
Правило 2. Выявите слабые места своего резюме. И подготовьте достойные ответы
Помните про главный страх HR? Он боится ошибки. Поэтому инстинктивно, будет искать «подвох».
- Поищите сами, или покажите ваше резюме человеку, с опытом приема людей на работу.
- Выделите места, где могут возникнуть вопросы.
- И приготовьте ответы.
Например. В последний год вы нигде не работали.
HR думает: «Хм, это подозрительно. Может человек ленится? Может ему и не особо нужна работа, если он год нигде не работал?»
И задает вопрос: почему у вас такой большой перерыв в работе?
Ваша задача. С одной стороны ответить максимально правдиво. С другой стороны, развеять страхи и сомнения рекрутера.
Возможные варианты ответа зависят от вашей ситуации. Это может быть:
- Я пытался(лась) найти работу по специальности в моем городе. Но предложений мало. Поэтому расширил(а) географию поиска.
- Или. Я работал по другой специальности. Чтобы вы могли найти резюме, намеренно убрал этот пункт оттуда.
Правило 3. Помогите HR вас оценить.
Часто, рекрутер слабо понимает предметную область и термины. Особенно, это проявляется в мире цифровых профессий: C++, LSI, YMYL, Framework, Git и много других страшных слов! В этом разнообразии, трудно разобраться гуманитарию.
Помогите! Терпеливо, на доступном языке объясните чем вы занимались. Синхронизируйте ваши системы координат и понятий с собеседником. Постарайтесь, чтобы он действительно понял, чем вы занимались и осознал, что вы справитесь с текущей работой.
Например. Вы соискатель на должность копирайтера. В офере, который есть у HR, заявлено требование: написание SEO оптимизированных текстов.
Вы, в рассказе о себе, упоминаете, что ваш профиль — LSI копирайтинг. По сути SEO тексты и LSI копирайтинг — одно и тоже. Но HR этого не знает и может сделать вывод, что вы не подходите.
Не думайте, что HR будет задавать уточняющие вопросы, он может не захотеть показаться глупым!
Поэтому важно донести простыми и понятными каждому словами, чем вы занимаетесь.
Сообщите, что вы писали тексты, адаптированные для поисковых систем или SEO тексты. В таком виде, вас поймет любой человек, и сделает правильные выводы!
Правило 4. Рассказывайте о себе максимально развернуто и подробно.
Перед вами другой человек — не вы. Он не будет додумывать, домысливать за вас. Рассказывайте все о ваших навыках, достижениях.
Давайте как можно больше зацепок HR!
Например. Есть два соискателя на должность верстальщика. Требования: знание HTML верстки, CSS, Figma
Первый кандидат, Женя. Опытный верстальщик. Знает HTML, CSS, Figma, Photoshop, Illustrator, Java Script, Elementor, Tilda. Может сверстать макет самостоятельно, есть готовые шаблоны для верстки, что подразумевает возможное исключение из цепочки дизайнера.
Второй кандидат, Ваня. Верстальщик с небольшим опытом. Знает HTML, CSS. Умеет открывать макет в Figma и импортировать графику.
Женя на собеседовании, рассказывая о себе, говорит что знает HTML верстку. Ваня сообщает, что владеет HTML,CSS, Figma.
HR отдает предпочтение Ивану, потому что, он полностью попадает под требования. Евгений, несмотря на высокую квалификацию, собеседование не прошел. Потому что не сообщил развернуто о своих компетенциях.
Правило 5. Каждый вопрос рекрутера используется для продажи своих навыков.
Вы были на собеседовании? Вспомните вопросы, которые бесят! Есть ли такие?
Почему могут бесить вопросы?
Потому что нет выигрышного ответа.
Если бы на большинство каверзных вопросов, у вас бы был заготовлен достойный ответ, то вопросы бы вас не бесили.
Примеры «бесящих» вопросов
Вопросы личного характера
Цель. Проверить на стрессоустойчивость
Как отвечать. Ровно и спокойно. Если есть что-то совсем личное, вполне допустимо очертить личные границы. И спокойно ответить, что это слишком личный вопрос. Также уместно, задать встречный вопрос о цели, с которой собеседник интересуется.
Когда вы собираетесь родить ребенка
Цель. Узнать, насколько вероятен уход сотрудника в декретный отпуск
Как отвечать. Вопрос тоже очень личный, поэтому вы вправе не ответить. Но, в данном случае могут закрасться сомнения, поэтому имеет смысл ответить, что в течении ближайшего года таких планов нет.
Назовите 3 своих главных недостатка
Цель. Узнать насколько собеседник самокритичен.
Как отвечать. Заранее продумать ответ на этот вопрос. Вообще, качества человека нейтральны. Пример. Можно назвать человека трусливым, а можно осторожным. Можно назвать жадным, а можно бережливым. Найдите у себя те «недостатки», которые могут являться плюсами в вашей работе. Например, если вы бухгалтер, можно сказать, что вы придирчивый человек и излишне пунктуальный.
Кем вы себя видите через 5 лет
Цель. Узнать, насколько человек планирует будущее. Способен ли к развитию. Какие у него амбиции.
Как отвечать. Выпишите себе карьерные цели. Кем бы вы хотели стать, какова ваша идеальная работа. Исходя из этого, стройте свой ответ. Единственный нюанс, привязывайтесь к работодателю. Если вы планируете через 5 лет открыть свой бизнес, об этом лучше умолчать.
Почему вы хотите работать именно в нашей компании
Цель. Тестирование на стресс и лояльность компании.
Как отвечать. Если компания большая, можно говорить о симпатии к бренду. Но лучше всего говорить о будущем развитии. О том, что та работа, которая вам предстоит кажется вам интересной и вдохновляющей.
Как вы думаете почему мы должны выбрать именно вас
Цель. Стресс тестирование и проверка того, как человек оценивает себя. Насколько он умеет делать самопрезентацию.
Как отвечать. Заранее подготовьте 3-4 предложения в которых опишите, какую пользу вы готовы принести будущему работодателю. Отвечайте ровно и спокойно.
Почему уволились с предыдущего места работы.
Цель. Развеять сомнения насчет ваших личностных качеств и лояльности.
Как отвечать. Максимально правдоподобно и спокойно. Но, избегайте рассказов о конфликтах и трудностях. Идеальным будет ответ о стремлении к росту и развитию, которое на прежнем месте не было возможно.
Вы курите? Если да, то как часто вам нужны перекуры
Цель. Убедиться, что сотрудник не будет проводить рабочее время в курилке.
Как отвечать. Правду. Обсудить, какие правила перекуров действуют в компании.
Расскажите о любом конфликте с вашим руководством и коллегами на предыдущем месте работы
Цель. Выявить стратегию поведения человека в конфликтной ситуации и выстроить роли в коллективе.
Как отвечать. Рассказывать о том, что вы обращались в трудовую инспекцию и отсудили у работодателя неустойку, значит — гарантированно получить отказ. Лучше привести в пример рядовую рабочую ситуацию, которая завершилась благополучно, а вы в ней вели себя конструктивно.
Расскажите о самой большой ошибке, которую вы совершили в жизни
Цель. Выявить уровень критичности к себе и к окружающим.
Как отвечать. Отвечать «Я никогда не оступался», как иногда делают соискатели, не стоит. Такой ответ означает, что вы не учитесь на своих ошибках, а этот навык очень нужен работодателю. Говорить, что вы выбрали неверную профессию и теперь вынуждены заниматься нелюбимым делом, — тоже не лучший вариант. Можно сказать, что самая большая ошибка в жизни — очень личное дело, и привести пример любой некритичной ситуации в работе, которую вы признали и сумели исправить.
Сколько вы хотите зарабатывать через год
Цель. Понять, какие ожидания по доходу есть у соискателя.
Как отвечать. Вопрос про деньги вызывает у кандидатов наибольшее замешательство. Часто в ответ называют конкретную цифру, но лучше использовать этот момент, чтобы выяснить, какие возможности по росту дохода есть в компании.
У вас своё жилье или съёмное? Если съёмное, то сколько платите в месяц
Цель. Понять, не уйдёт ли сотрудник из компании, потому что ему не будет хватать денег на оплату жилья и жизнь. Так сопоставляют ваш потенциальный заработок с размером арендных/ипотечных взносов.
Как отвечать. Если спрашивают про жильё, то можно поинтересоваться, для чего задают такой вопрос. Уже исходя из реакции менеджера стоит формулировать ответ. Когда интерес спровоцирован желанием узнать, будет ли вам хватать заработанных денег на жизнь, можно пояснить, что зарплатная вилка вас полностью устраивает.
Если вы хороший сотрудник, почему вас не попытались удержать на прежнем месте
Цель. Понять, уверен ли кандидат в своих силах, как отзывается о бывшем работодателе, адекватная ли у потенциального сотрудника самооценка.
Как отвечать. Даже если на предыдущем месте работы у вас были плохие отношения с работодателем, не стоит поливать его грязью. Расскажите честно, но корректно о проблемах с бывшим руководителем, оставаясь при этом профессионалом своего дела. Помните, чего вы стоите.
Как считаете, что скажет бывший руководитель, если мы обратимся к нему за обратной связью по вашей кандидатуре
Цель. Выяснить, как строились отношения с руководителем на прошлом месте.
Как отвечать. Часто кандидаты на этом моменте буквально меняются в лице, так как вопрос незаезженный и к нему редко готовятся. Отвечать нужно честно, но продуманно. Пережили сложное увольнение и конфликт с руководством — это случалось не только с вами, подумайте, как это можно объяснить через призму ваших сильных качеств, выводов, сделанных по итогу. Не можете выделить ярких достижений? Убедитесь, что это не избыточная скромность, вспомните, где особенно явно был выражен ваш вклад в общее дело.
Правило 6. Внешний вид
Встречают по одежке, а провожают по уму. Помните про это!
- Одевайтесь на собеседование опрятно
- Рекомендуется деловой или casual стиль
- Помытая голова, аккуратная прическа, чистые подстриженные ногти
- Чистая ухоженная обувь. Даже если на улице грязно, захватите с собой губку для обуви и приведите в порядок ботинки.
- Не демонстрируйте пирсинг, татуировки, яркий макияж. Исключение — очень творческие профессии и коллективы.
- Не одевайтесь вызывающе
Социальный след
Помните, еще одну важную вещь. Перед принятием решения о принятии сотрудника, работодатель обязательно будет мониторить ваши социальные сети и другие следы в интернете. Чтобы узнать о том, что вы за человек, какие у вас увлечения и т.д. В связи с этим.
- Уберите все упоминания об алкоголе, курении, кальяне или других психоактивных веществах.
- Не проявляйте ненависти в комментариях, исключите наличие членства в экстремистских сообществах
- Поменьше публично проявляйте свои политические взгляды
- Уберите все откровенные фото
- Воздержитесь от ненормативной лексики